Недавно была опубликована в румынском переводе книга Владимира Солонаря «Очищение нации. Принудительный обмен населением и этнические чистки в Румынии Иона Антонеску 1940-1944 гг.».
«Очищение нации» — это больше, чем история Холокоста в Румынии, она вносит значительный вклад в понимание того, как создавалась современная румынская нация в соотношении с этническими меньшинствами, согласно опубликованной рецензии «observatorcultural.ro».
Амбиция автора выходит далеко за пределы доказывания и документирования Холокоста в Румынии. Он стремится сделать этот «эпизод» долгоиграющим, который начинается с формирования современного румынского государства во второй половине XIX века и особенно после завершения Первой мировой войны и основания Великой Румынии в 1918 году.
Книга призвана объяснить, «почему» и «как» стало возможным такое масштабное убийство в государстве, в конце концов демократическом до 1938 г. (со всеми недостатками того времени). В этих целях книга реконструирует всю интеллектуальную и идеологическую платформу проекта «национального государства», которое румынские элиты разработали, доработали и применили более половины столетия до Первой мировой войны, и которое будет переосмыслено и радикализировано после нее.
Автор стремится распутать многочисленные рациональности, интересы и наследия политического, культурного, интеллектуального, экономического и социального порядка этого проекта — амбициозного долгоиграющего демарша, без которого представляется, что смерть и ужасные страдания сотен тысяч евреев и цыган во время Второй мировой войны случились лишь благодаря извращенным взглядам одного эксцентричного диктатора в особой конъюнктуре, диктуемой извне.
Автор демонстрирует, что Холокост в Румынии вписался в проект «очищения нации», идеологические и культурные истоки которого напрочь тянутся из отечественной почвы, даже несмотря на то, что источники и особенно результат этого проекта сопоставимы с производимыми в других региональных контекстах.
Автор показывает, аргументируя и внимательно выбирая и контекстуализируя цитаты, способ, которым идея «национального государства» (созданного на основе доминирующей этнической нации) родилась и был построена в кругах румынской элиты путем уменьшения политических прав остальных этнических групп, все чаще определяемых как «иностранные», и это несмотря на то, что Парижская мирная конференция обязывает Румынию в обмен на международное признание новых присоединенных территорий, соблюдать права меньшинств, включая право голосовать для евреев и представителей других национальностей.
Осенью 1942 года Антонеску приказал «приостановить» депортации и рекомендовал проявлять больше гибкости в отношении этнических меньшинств, в том числе евреев. Причины связаны скорее со стратегическим расчетом, нежели с полным отказом от политики «национального очищения», которое продолжилось в других формах.
Жесткое отношение американских властей к возможному возобновлению массовых депортаций, безусловно, возымело некоторое влияние в процессе принятия решений. Нельзя пренебрегать и практической мотивацией решения «о приостановлении» депортаций: эксперимент «образцовых провинций» и политика румынизации оказались оглушительным провалом в экономическом плане, сопровождаемым некомпетентностью и коррупцией на всех уровнях.
Все эти факторы привели в конечном итоге к ослаблению мер по «очищению нации». Но это не благодаря предполагаемому давлению со стороны квази-выдающихся личностей эпохи и тем более великодушию и толерантности к евреям Королевства, неправомерно приписываемых Руководителю в некоторых ревизионистских и негационистких писаниях.
Работа Владимира Солонаря может рассматриваться как защита гуманизма и толерантности в современном мире, еще готовом менять «непорочность» на «очищение», парафразируя Мишеля Турнье. Польское общество, между прочим, уже прошло через «схватки памяти» относительно участия поляков в Холокосте, особенно после работы Яна Гросса «The Neighbors» (Соседи).
В Румынии и тем более в Республике Молдова этот вопрос продолжает рассматриваться под видом «резистивного конформизма» диссидентами и агентами-посредниками (такими как преподаватели истории), без явного отрицания в отсутствие реальных публичных дебатов. Но эта книга имеет безусловную релевантность и для настоящего, и для ближайшего будущего нашего общества.
Разговоры, которые ведутся в настоящее время в нашем публичном пространстве о различных меньшинствах, а также о беженцах из Среднего Востока и Африки, похожи как две капли воды на межвоенный националистический жаргон.
С единственным различием, что те не знали, к чему приведут эти разговоры, в то время как мы знаем или чувствуем себя хорошо в неведении. Таким образом, книга Солонаря является призывом к памяти, обращенным ко всем нам, а не только к специалистам, жаждущим знаний. Давайте же внимательно к нему прислушаемся.
Фотоколлаж: «platzforma.md»