За что Днепропетровск назвали Днепром и что еще переименует Киев
«Страшно за Херсон, Кривой Рог и Запорожье», — пользователи соцсетей близко к сердцу приняли переименование Днепропетровска в Днепр. Чиновники городской администрации говорят, что присвоение нового названия обойдется в миллионы гривен, а киевские власти уже составляют список городов, которые ждет декоммунизация. «Лента.ру» разбиралась в хитросплетениях топонимической войны на Украине.
Офшоры и ганьба
В любой непонятной ситуации переименовывай города. Утром 19 мая журналисты обнародовали новые данные о выводе президентом Украины Петром Порошенко нескольких миллионов евро в офшор. Оппозиция в Верховной Раде настойчиво требует расследовать прошлые подобные скандалы, и новая информация грозит еще большим обострением политического кризиса. Но внезапно на повестку дня был вынесен вопрос о переименовании населенных пунктов, среди которых оказался Днепропетровск — один из крупнейших городов страны, численность населения которого достигает миллиона человек. Промайданные политики тут же забыли о президентских офшорах — победа над погибшим более полувека назад большевиком и революционером Григорием Петровским (именно в его честь назван город) оказалась важнее.
Обсуждение переименования в Верховной Раде проходило в привычной атмосфере злого цирка. Депутат от «Оппозиционного блока» Александр Вилкул предлагал переименовать Днепропетровск в Днепропетровск — не в честь Петровского, а в честь святого Петра. Несколькими днями ранее за выступление в Раде на русском языке на парламентария напали депутаты пропрезидентских фракций. В этот раз во время выступления Вилкула в сессионном зале остальные народные избранники скандировали ему «Ганьба!» («Позор!»). Казалось, вот-вот снова случится потасовка, но Рада быстро перешла к голосованию. Постановление о переименовании Днепропетровска в Днепр поддержали в итоге 247 народных депутатов.
Злоключения города на этом не закончились. Глава Института национальной памяти Украины Владимир Вятрович уточнил, что новое название на русском звучит и пишется как… Днипро, чем окончательно всех запутал. Тот же Вилкул зарегистрировал в парламенте постановление об отмене переименования. Согласно регламенту, такая инициатива означает, что смена названия откладывается минимум на две недели. При этом Днепропетровская область на неопределенное время свое название сохранит. Именно под таким названием регион внесен в Конституцию Украины, а для ее изменения требуются отдельное голосование в Раде и не менее 300 голосов депутатов.
Мэр Днепропетровска Борис Филатов сообщил, что переименование города и его улиц в рамках политики декоммунизации обойдется в 3,5 миллиона гривен (140 тысяч долларов). Расходы на таблички для домов на переименованных улицах составят 2,5 миллиона гривен. Около 800 тысяч гривен потребуется для переработки бумажных документов, в том числе главного архитектурно-планировочного управления и миграционной службы, подсчитал градоначальник и подтвердил, что горожанам необходимо будет менять документы.
Интересно, что при декларируемом проевропейском векторе развития декоммунизация на Украине проводится явочным порядком, без учета мнения жителей Днепропетровска. Между тем в сентябре прошлого года Киевский международный институт социологии (КМИС) провел в городе масштабное исследование общественного мнения. 90,5 процента респондентов высказались за сохранение названия Днепропетровск; переименование населенного пункта в Днепр поддержали всего 4,6 процента горожан. Проигнорировано депутатами Рады и историческое название города, который задумывался Екатериной Великой как столица всей Новороссии и на протяжении полутора столетий носил название Екатеринослав. Сторонники промайданной Украины часто подчеркивают, что процесс декоммунизации не имеет русофобского окраса, однако дореволюционный вариант никем при обсуждении судьбы Днепропетровска не рассматривался. Более того, Петр Порошенко за несколько дней до переименования прямо указал на необходимость вымарывания не только советских, но и имперских названий. Он призвал не допустить, «чтобы карту Украины вновь запятнали новороссийскими топонимами».
Бандер-сарай и Схронобург
С начала процесса декоммунизации в мае прошлого года на Украине переименовано 688 населенных пунктов и 15 районов, демонтировано более тысячи памятников вождю пролетариата Владимиру Ленину. Борьба с советским наследием на этом, однако, не закончена. Своего часа ожидают 11 районов и почти 300 населенных пунктов, среди которых еще один областной центр — Кировоград.
В ходе борьбы с советским прошлым происходит немало курьезов. Так, в один день с Днепропетровском был переименован город Комсомольск в Полтавской области — он стал называться Горишные Плавни. «Пожалуй, вот жителям Комсомольска в рамках этого бардака не повезло больше других. А звать теперь жителей Комсомольска как будут? Горишнеплавнянцы? Горишнеплавальцы?» — пишет одесский журналист Юрий Ткачев. В этот же день на карте Украины появился второй Киев. Декоммунизации подверглось село Красный Киев Доманевского района Николаевской области. Слово «красный» из названия убрали, и село стало называться так же, как столица страны.
Губернатор Закарпатской области Геннадий Москаль ранее распорядился переименовать улицу Ленина в селе Калины Тячевского района в улицу Джона Леннона. Изменены названия и еще нескольких улиц в Закарпатье: в частности, Колхозная улица в поселке Межгорье была переименована в честь президента Чехословакии Томаша Масарика, а Комсомольская в Калинах — в честь подольского князя Федора Кориатовича из литовской династии Гедиминовичей.
В начале мая комиссия по декоммунизации при губернаторе Одесской области порекомендовала Михаилу Саакашвили переименовать некоторые улицы города. Комиссия решила, что вместо «названий из тоталитарного прошлого» на карте города-героя должны появиться улицы Романа Шухевича, Ивана Мазепы, Дмитрия Донцова, Небесной сотни, Максима Чайки. Сразу 19 депутатов Рады предложили присвоить киевскому аэропорту Борисполь имя Ивана Мазепы. Комиссия по вопросам наименований при мэре украинской столицы поддержала инициативу переименования Московского проспекта в проспект имени Степана Бандеры.
12 мая Верховная Рада переименовала 76 населенных пунктов на неподконтрольной Киеву территории Донбасса. На территории самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) парламентарии декоммунизировали 38 населенных пунктов. Например, город Торез киевские власти решили назвать Чистяково, Юнокоммунаровск — Бунге. Столько же населенных пунктов переименовано в самопровозглашенной Луганской народной республике (ЛНР). Город Свердловск депутаты Рады назвали Довжанском, Стаханов — Кадиевкой, Краснодон — Сорокино. Председатель Народного совета ДНР Денис Пушилин назвал все это абсурдом.
Амбиции депутатов Рады коснулись и населенных пунктов российского Крыма. На полуострове украинский парламент переименовал 75 населенных пунктов и районов, вернув им крымско-татарские названия. В частности, Кировский район переименован в Ислямтерецкий, а город Красноперекопск — в Яны Капу. Село Ульяновка в Белогорском районе украинские парламентарии нарекли Султан-Сараем. Власти полуострова выдвинули украинским чиновникам встречное предложение: «Поскольку по степени легитимности моя фантазия и решения Верховного совета Украины равнозначны, я переименовываю город Киев в Маразмоград, а, скажем, Львов — в Бандер-сарай. Кроме того, Ивано-Франковск переименовываю в Схронобург», — сказал вице-премьер, министр внутренней политики, информации и связи Республики Крым Дмитрий Полонский.
Без страны и вывесок
Эксперты считают, что главная цель декоммунизации — самореклама украинских политиков. Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко полагает, что киевским властям в данный момент похвастаться нечем, а повод для пиара нужен. «Декоммунизация именно в таком качестве и используется. Всегда полезно что-то переименовать, разжечь дискуссию о далеком прошлом, чтобы отвлечь людей от настоящих проблем. Что могут киевские власти сказать про евроинтеграцию, зарплаты, тарифы, борьбу с коррупцией? Успехов нет. Дали чему-то новое название — разгорелся спор, политизированные люди оживились, остальные мимо прошли. Все довольны», — объясняет политолог.
По его словам, ответственность за исполнение решений о декоммунизации будет переложена на местные советы. «Там, как известно, в бюджетах вечные дыры, поэтому я уверен, что денег на переименование городов и улиц не найдут. У нас уже был похожий опыт — в начале 90-х годов тоже прокатилась волна переименований. На местах в итоге просто срывали таблички, улицы годами стояли без указателей. С городами такая же ситуация: поломают указатели, которых у нас на трассах и так мало, на этом все закончится. Отдельная путаница будет с навигаторами. Вот и весь итог бурной деятельности», — резюмирует Охрименко.
Политолог Дмитрий Куликов считает, что последствия у декоммунизации будут серьезнее. «Украина в ее современном виде — чисто советский проект. Такой страны до коммунистов никогда не существовало. По сути, проводя декоммунизацию, киевские власти рубят сук, на котором сидят, крушат основание, фундамент своей страны», — говорит он. Эксперт добавляет, что на протяжении последних двух лет весь мир в реальном времени может наблюдать самоубийство целой страны. «Гражданам навязывается новый тип идентичности. Я уверен, что считать героями Бандеру, Шухевича, Мазепу могут жители отдельных регионов, но не всей Украины. Так что мы и дальше будем наблюдать процесс разрушения украинской государственности», — заключил Куликов.
Игорь Кармазин