Границы личной и профессиональной жизни юристов в эпоху социальных медиа обсудили эксперты на площадке VI Петербургского Международного Юридического Форума.
В обсуждении приняли участие главный редактор австрийской ежедневной газеты KUPIER Гельмут Брандштеттер, чрезвычайный и полномочный посол Австрийской Республики в Российской Федерации Эмиль Брикс, директор Департамента информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации Мария Захарова, президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Юрий Пилипенко, генеральный директор медиахолдинга «Дождь» Наталья Синдеева, посол – советник Федерального Министерства юстиции Австрийской Республики Фердинанд Трауттмансдорфф, журналист радиостанции «Эхо Москвы» Ольга Журавлева, а также заслуженный юрист Российской Федерации, старший партнер адвокатского бюро «Резник, Гагарин и Партнеры» Генри Резник. Модераторами дискуссии выступили статс-секретарь, заместитель президента Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Константин Добрынин, Федеральный Министр юстиции Австрийской Республики Вольфганг Брандштеттер, а также специальный советник президента коллегии адвокатов «Пэн энд Пейпер» по коммуникациям и связям со СМИ Антон Красовский.
Открывая дискуссию, модератор Константин Добрынин отметил, что социальные медиа и СМИ создают иную реальность функционирования юридической профессии, размывающую границы личной и профессиональной жизни юристов, будь то частный практик или государственный служащий. «У юристов сотни тысяч, если не миллионы блогов, множество наших коллег работает онлайн. Мы должны постулировать, что столкновения между свободным пространством интернета и жесткими правилами правового изложения неизбежны, они приводят к краху юридической карьеры, либо к нашему доброму удивлению. Я думаю, что в будущем мы увидим еще больше любопытных казусов, любопытных ошибок, поскольку выросло целое поколение молодых юристов, которые росли вместе с «Фэйсбуком» и другими социальными сетями. Они присоединились к нашей профессии, но новые правила отличаются от тех этических норм регулирования, которые существовали в ней веками», — пояснил Добрынин.
В ходе дискуссии эксперты обсудили необходимость корпоративной регуляции присутствия членов того или иного сообщества в социальных сетях. Президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Юрий Пилипенко отметил, что в данный момент разрабатываются поправки в Кодекс адвокатской этики с целью регулировать поведение адвокатов в социальных сетях. «Российская адвокатура задумала принять решение Совета федеральной палаты адвокатов о поведении адвокатов в социальных сетях. Сейчас над этим документом работает большое количество и адвокатов, и журналистов. Мы по-прежнему готовы слушать разные точки зрения, но мы действительно хотели в этом году получить документ, который указывал бы адвокатам некие принципы, в соответствии с которыми они могли бы себя позиционировать в средствах массовой информации», — рассказал Юрий Пилипенко.
Адвокат Генри Резник подчеркнул, что для института адвокатуры профессиональные этические нормы были сформированы уже давно, но корпоративные правила не могут распространяться на частную жизнь юриста: «У нас есть общие нормы, они записаны в законе об адвокатской деятельности и адвокатуре. Кодекс профессиональной этики адвоката является нормативным актом и устанавливает правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности. Давайте разграничивать сферу профессиональной деятельности, где эти нормы наработаны веками, они есть в кодексе: нельзя рекламировать свою деятельность (приводить оценочные суждения), недопустимо подвергать публичной критике своих коллег, даже когда очень хочется и критика обоснована». Эксперт отметил, что с учетом существования политически мотивированных дел нельзя запретить адвокатам публично обращаться к мнению общественности через различные каналы. При этом он подчеркнул, что за пределами профессиональной сферы юрист является обычным гражданином с правом на собственное мнение и свободу высказывания. «Наши этические правила распространяются на нашу профессиональную деятельность. За рамками этой деятельности к нам предъявляются такие же требования, как и к любому другому гражданину. Интернет ничего не меняет», — заметил Резник. Адвокатское сообщество не может вмешиваться в процессы, находящиеся вне плоскости профессиональной деятельности, а совершенствовать необходимо нормы профессиональные, уверен эксперт. «Употреблять ли ненормативную лексику или не употреблять в социальных сетях – это мое личное дело», — заключил эксперт. Отвечая на вопрос модератора о действиях, которые будут предприняты в случае принятия поправок в Кодекс профессиональной этики, Резник подчеркнул, что обратится в суд.
Полномочный посол Австрийской Республики в Российской Федерации Эмиль Брикс в своем выступлении отметил, что, говоря о поведении юристов в социальных сетях, многое зависит от самоконтроля. Посол обратил внимание участников дискуссии на то, что для России характерно недоверие к новым возможностям, в том числе и в сфере коммуникации. «Мне кажется, в России при открытии новых возможностей пытаются найти новые опасности и контролировать новую структуру, новое средство информации. Если посмотреть на законы, которые принимались в последние годы, то вновь и вновь возникает дискуссия не о том, какие возможности появляются в новых социальных сетях, как можно достичь большей прозрачности. Нет, вопрос ставится иначе — в чем состоит их угроза, в чем заключается опасность, если их не контролировать? В демократическом государстве такая точка зрения опасна. Мне кажется, социальные сети нужно использовать для создания новых возможностей, обеспечения большей прозрачности и контроля для государственных органов, а не СМИ и журналистов», — подчеркнул Эмиль Брикс.
Журналист радиостанции «Эхо Москвы» Ольга Журавлева рассказала об опыте создания Кодекса поведения в социальных сетях для сотрудников издания. Она отметила, что кодекс, каждый пункт которого выносился на голосование, так и не был принят, а процесс его принятия проходил очень тяжело. По ее словам, для представителей любой профессии главным регулятором поведения в социальных сетях должен быть здравый смысл. «Есть какие-то сферы, которые нельзя выносить в публичное пространство, у каждой профессии они свои», — отметила журналист. Директор Департамента информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации Мария Захарова также включилась в дискуссию о том, считать ли аккаунты представителей различных профессий в социальных сетях частным или публичным пространством. Она отметила, что такой способ коммуникации делает институты и ведомства, а также принципы их работы более доступными. В вопросах контроля ведения аккаунтов в социальных сетях эксперт призвала полагаться на саморегуляцию: «Я надеюсь на саморегуляцию и в большей степени полагаюсь на это, поскольку к каждому дипломату, как и к каждому адвокату, не приставишь человека и не пропишешь ему инструкцию».
«Проблема правового «зарегулирования», конечно, существует в России и иногда доходит до абсурда, но я оптимист, я верю, что проблема временная. Самое главное – это найти баланс между регулированием и свободой, регулированием и здравым смыслом», — отметил Константин Добрынин.
Подводя итоги, модератор дискуссии федеральный Министр юстиции Австрийской Республики Вольфганг Брандштеттер отметил, что свобода и ответственность должны сочетаться в одном человеке, что справедливо как для представителей юридических профессий, так и для представителей СМИ. «Новые медиа – это и преимущество, и недостаток современности», — заключил Вольфганг Брандштеттер.