В aвгустe 1848 гoдa в рeкe Збруч (притoк Днeстрa) нa зaпaдe Укрaины былa нaйдeнa дoвoльнo стрaннaя кaмeннaя скульптурa, кoтoрую нaрeкли Збручским идoлoм. Oнa былa выпoлнeнa из сeрoгo извeстнякa в фoрмe чeтырexгрaннoгo стoлбa высoтoй 2,67 мeтрa. Дaтa сoздaния идoлa — приблизитeльнo X вeк.
Рaскрытию тaйн кaмeннoгo истукaнa пoсвятили свoи труды мнoгиe истoрики и aрxeoлoги, искусствoвeды и мeстныe крaeвeды. Пoчти всe исследователи говорят, что данная скульптура является памятником языческой Руси, то есть принадлежит славянам.
Збручский идол в Краковском археологическом музее. © wikipedia.org
Однако недавние исследования показали, что Збручский идол не является славянским. Он принадлежит тюркам, а точнее, роду дулат, и тому есть множество доказательств. Об этом газете «Знамя Труда» заявил академик Академии наук Чувашской Республики Абдукадыр Даутбеков.
«Согласно книге средневекового историка Волжской Болгарии Гази-Бараджа «Барадж тарихы», в 620 году по приказу хана Великой Болгарии Кубрата (по прозвищу Башту) его младший брат Шамбат возвел на месте аула Аскал город Киев (Башту). Вскоре он двинулся со своими войсками на враждебных аваров, разбил их, а территории врагов — Венгрия, Польша, Западная Украина оказались под властью победителя. Шамбат встал во главе нового государства, которое назвал Дулобой (Дулебой) — в честь своего царского рода дуло (дулат). Новоиспеченный правитель, войдя в раж от неожиданно свалившегося счастья, отказался подчиняться своему родному брату Кубрату. За такой поступок хан Великой Болгарии прозвал своего своевольного и непослушного брата Кыйем (по-тюркски «қый» — «отрезанный»).
Шамбат славно и достойно правил Дулобой (Дулебой) 33 года. Он создал крепкое государство. В конце концов потерпел поражение от непомерно усилившихся франков и бежал к благородному хану Великой Болгарии, ставка которого была расположена в городе Фанагория (Приазовье). Кубрат простил своего тщеславного и гордого брата. Он вновь направил его править Киевским бейликом. Жители города Киева любили и уважали своего градоначальника. Они назвали свой город Кыйем (согласно прозвищу любимчика), а его цитадель — Шамбатом.
Итак, царский род дуло (дулат) жил как в центре, так и на западе Украины. Представители этого рода и заказали священную каменную статую в честь своих предков. Вера в дух предков — одна из главных религиозных основ тюркского народа того времени. Кстати, каменные изваяния и вырезанные на камне очертания людей (балбалы) были широко распространены на прежней родине дулатов — в Южной Сибири, Монголии, Казахстане», — рассказал ученый.
Схема рельефов, украшающих каждую сторону статуи. © wikipedia.org
«Збручский идол разделен на три яруса: верхний — божественный, средний — людской и нижний — подземный. Согласно постулатам веры тюрков-тенгрианцев мир делился на три вышеуказанных уровня.
На каменном изваянии много различных изображений и знаков, типичных для тюрков, — целая галерея «портретов», символических посланий и рисунков.
Сам истукан каменный. Славяне никогда не делали своих идолов из камня, они вырезали их из дерева. Каменные статуи (балбалы) — это древняя прерогатива тюрков. На голове истукана высокий головной убор — борик, символ единства и общего начала. Делать головные уборы высокими — характерный стиль тюрков.
На груди статуи не славянское кольцо Лады, богини весны, покровительницы брака и любви (как говорит академик Борис Рыбаков), а тамга царского рода дулат. На статуе также изображен рог — один из символов этого рода, к которому принадлежали Баламер, Аттила и их потомки Кубратхан и Шамбат.
На Збручском идоле также можно увидеть очертание сабли. Академик Борис Рыбаков считает ее оружием славянского бога Перуна. Это явно ошибочное мнение. Славяне не пользовались таким оружием, оно типично опять же для тюрков.
Есть на статуе единственное изображение животного — коня. Всем известно, что это любимое животное тюрков. Рисунки на всех трех ярусах отличаются друг от друга по объему и тематике. Так, на самом высоком ярусе изображены Кубратхан и Шамбат со своими женами. Они явно занимают привилегированное положение в композиции.
Изображения на среднем уровне — это сами дулебы (дулаты). Кстати, о том, что дулебы не являются славянским племенем, писал известный арабский путешественник ибн-Фадлан. На среднем ярусе артефакта также изображен ребенок. Он — символ продолжения рода.
На нижнем уровне вновь изображены люди, поддерживающие руками Землю. То, что духи предков поддерживают живых людей, — духовная основа тюрков.
Большое значение имеет изображение рук на Збручском идоле. Так, на верхнем ярусе правая рука людей прижата к левой стороне груди, а левая рука приложена к животу. Подобным образом тюрки выражают свою благодарность Богу — Тенгри, приветствуют своих предков и потомков, выражают покорность и смирение судьбе.
На втором ярусе руки людей раскинуты в стороны. Мы видим их раскрытые ладони. Они олицетворяют свободу, умиротворенность и интерес людей к жизни. Руки на третьем ярусе невероятно напряжены. Они словно несут ответственность за свои собственные ошибки и деяния потомков. Этот нравственный постулат восходит к системе моральных ценностей тюркского мира.
На каменном изваянии есть одна малозаметная примечательность. Это усы и бороды усопших предков на нижнем ярусе. Данный факт говорит о почтенном возрасте предков и является показателем солидных временных отрезков. Усы и бороды часто встречаются на изображениях каменных балбалов тюрков.
Длинная одежда людей на верхнем уровне тоже характерна для тюрков и напоминает чапан. И, наконец, есть последняя и очень существенная деталь — тамга болгар либо авар, изображенная на нижнем ярусе. Это тамга-клеймо мастера. Композиция на каменном изваянии — это целая философия тюрков, их мировоззрение и ощущение тайн жизни, система нравственных ценностей, история и взгляд на прошлое, настоящее и будущее», — говорится в статье.
Стороны идола. © wikipedia.org
Российский ученый отмечает, что артефакт из Збруча уникален и неповторим. «Он выражает огромную гамму духовных ценностей тюрков. Творение это бесценно. Думаю, что необходимо установить копии Збручского артефакта в столице Казахстана и Алматы, Таразе и Шымкенте. Сегодня он хранится в Краковском музее, а его копии в натуральную величину имеются и демонстрируются в музеях Москвы и Киева, Львова и Тернополя», — резюмирует академик.