Соотношение понятий права и справедливости, а также условия доверия к праву обсудили эксперты на круглом столе в рамках VI Петербургского Международного Юридического Форума (ПМЮФ). Модератором дискуссии выступил министр юстиции Российской Федерации Александр Коновалов.
В обсуждении приняли участие проректор по учебной работе Карлова университета Алес Герлох, декан юридического факультета, профессор гражданского Римского университета Ла Сапиенца Энрико Дель Прато, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Владимир Легойда, декан юридической школы Университета Витватерсранда Винодх Яйчанд.
«Не секрет, что тема доверия к праву неразрывно связана с представлениями о справедливости и универсальном характере основополагающих правовых норм – принципов права. Эти принципы отражают ключевые ценности и этические максимы, лежащие в основе правовых систем», — открыл дискуссию Александр Коновалов. Он отметил, что задача круглого стола – продолжить важный для цивилизации разговор о соотношении понятий права и справедливости, о нравственном измерении правовой культуры, возможности формирования доверия к праву в национальной и наднациональной перспективе.
Энрико Дель Прато рассказал о принципе субсидиарности, который функционирует в Италии с 2001г. «Органы государственной власти должны вмешиваться в решение социальных проблем только там, где существуют пробелы и задачи не могут быть выполнены на местном уровне, когда граждане не получают поддержку на более низких уровнях. Любое публичное государственное действие должно осуществляться на приемлемом уровне. Субсидиарность является частью права. Это способ функционирования права по отношению к гражданскому обществу», — подчеркнул декан юридического факультета, профессор гражданского Римского университета Ла Сапиенца.
Владимир Легойда поднял тему доверия к праву. «Доверие к праву – во многом это наследие, оставленное в культуре его религиозным прошлым. Нарушение закона, таким образом, является в традиционном обществе ударом по основам бытия. Доверие к праву – это инструмент, имеющий божественную санкцию. Право при этом помогает достичь цели, на которую ориентировано общество», — напомнил эксперт. Также глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата отметил, что соотношение права и нравственности есть обязательное условие устойчивого развития общества. «Если право начинает регулировать традиционно безнравственные отношения, то доверие к праву падает. Введение порока в правовое поле не легитимирует его. Но такие попытки мы наблюдаем в ряде государств», — отметил Владимир Легойда.
О современном состоянии правопорядка в Чешской Республике рассказал Алес Герлох. «Главные наши проблемы это гипертрофированность – чрезмерное количество образующих право законов, нестабильность законов и других актов, а также противоречивость, которая является результатом обширного нормотворчества и нестабильности правопорядка», — сказал проректор по учебной работе Карлова университета.
Винодх Яйчанд поднял тему соблюдения странами международного права человека. «Международная система права человека на протяжении нескольких лет создавала определенные стандарты. Но соблюдение этих обязательств требует от стран ресурсов. Система защиты прав человека, прежде всего, должна защитить право на жизнь, но это обязательство растворяется. Те, кто должен быть защищен, не получают защиты», — объяснил декан юридической школы Университета Витватерсранда.
Также он заметил, что государства нужно принуждать к исполнению обязательств по защите прав человека. «Права человека должны быть защищены, в том числе путем принуждения стран, нарушающих такие права, к соблюдению их», — считает эксперт.
Подводя итоги круглого стола ПМЮФ, Александр Коновалов заметил, что право является технической справедливостью. «Право — как раз прагматичное преломление очень длинной шкалы, на которой могут располагаться разные представления о справедливости. Право является плодом компромисса, общественного консенсуса, доступным для каждого человека образцом поведения. За неследование таким предписаниям общество вправе иметь возможность порицать этого человека. В этих условиях именно суды имеют приоритетную возможность заниматься толкованием того, что справедливо, а что нет», — подытожил Министр юстиции Российской Федерации.