Проблемы развития конкуренции на социально-значимых рынках в странах БРИКС, ЕАЭС и СНГ обсудили на полях VI Петербургского международного юридического форума.
Дискуссия была организована Федеральной антимонопольной службой России. Модератором круглого стола стал заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский. Использование различных подходов для развития конкуренции в различных юрисдикциях обсуждали глава ФАС Игорь Артемьев, профессор Организации экономического сотрудничества и развития Фредерик Женни, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев, генеральный директор Ассоциации Европейского Бизнеса Франк Шауфф, директор по правовому обеспечению и внешним связям ООО «Порше Руссланд» Дмитрий Курдюков, руководитель комиссии по вопросам конкуренции Южно-Африканской Республики Тембинкоси Бонакеле, член Комиссии по вопросам конкуренции Индии Суа Бункер, глава международной группы Административного совета по экономической защите Бразилии Луиза Хармандаян, руководитель антимонопольного бюро Национальной комиссии по развитию и реформам Китайской Народной Республики Донь Чжиминь и заместитель председателя Государственного совета Итальянской Республики Гриффи Филиппо Патрони, судья в отставке Высшего арбитражного суда Российской Федерации Оксана Гвоздилина, председатель Государственного комитета по защите экономической конкуренции республики Армения, председатель Межгосударственного совета по антимонопольной политике Артак Шабоян, вице-министр Государственного торгово-промышленного управления Китайской Народной Республики Ван Цзянпинь и заместитель генерального директора Министерства торговли Китайской Народной Республики Хан Шуньлинь.
Сессию открыл ключевой доклад Игоря Артемьева. По его словам, странам, входящим в БРИКС, ЕАЭС и СНГ необходимо объединять усилия в защите экономики. «Я думаю, что, говоря о формате БРИКС и других международных форматах, нам, конечно же, нужно объединять наши усилия для борьбы с недобросовестными практиками, чтобы в наших странах, особенно на социальных рынках, торжествовали лучшие практики, которые есть в экономической жизни разных стран», — сказал он.
Среди приоритетных направлений работы антимонопольных ведомств глава ФАС назвал оборот фармацевтических препаратов, продовольственных товаров, электроэнергетическую сферу и ряд других. Кроме того, по мнению Игоря Артемьева, необходимо бороться с недобросовестными практиками не при помощи жестких ограничений со стороны государства, а путем мягкой силы.
Профессор ОЭСР Фредерик Женни в своем докладе говорил о внимании к эффективности работы антимонопольного законодательства стран. Он также продолжил тему создания инструментов мягкого права. «При стремлении к эффективности необходимо обращать внимание на то, эффективно ли противодействие нарушениям антимонопольного законодательства, как проводятся работы по содействию конкуренции. Стремясь добиться максимальной эффективности, антимонопольные органы всего мира ищут альтернативных или взаимодополняющих способов решения существующих проблем. Мы разработали целый ряд инструментов так называемого мягкого права, которые, как считается, содействуют эффективности применения антимонопольного законодательства», — пояснил эксперт.
По словам Фредерика Женни, такими инструментами стали самоотчетность, которая сокращает затраты на идентификацию случаев нарушения, а также комплаенс и снижение уровня санкций в случае, если нарушитель признал ошибку.
Основными направлениями, на примере которых в ходе дискуссии обсуждалась эффективность мягкого права в антимонопольной системе, стали фармакология, ритейлинг и автопроизводство.
Директор по правовому обеспечению и внешним связям ООО «Порше Руссланд» Дмитрий Курдюков рассказал о созданном вместе с другими автопроизводителями, такими как BMW и Ford, общем кодексе поведения. «Мы пришли к выводу, что для нас имеет смысл разработать кодекс поведения, который урегулировал бы все основные проблемы и основные моменты, которые существовали на рынке на тот момент. Мы посмотрели на те вопросы, которые обсуждались на экспертном совете, и получили 17 основных пунктов, 17 положений, которые мы потом включили в кодекс поведения», — пояснил он.
В первой половине дискуссии участники в целом согласились в том, что этот и подобные механизмы обеспечивают прозрачные, добросовестные и взаимовыгодные отношения между субъектами. Инструмент, по словам спикеров, отличается высокой эффективностью, которая предотвращает нарушения условий конкуренции на рынках, а также снижает значительные временные и финансовые издержки хозяйствующих субъектов и антимонопольного органа.
Во втором блоке дискуссии представители БРИКС поделились опытом антимонопольных усилий в своих странах. В частности, Луиза Хармандаян рассказала о центральных вопросах в антимонопольной политике Бразилии: «Я представляю развивающуюся страну, и, как часть развивающегося рынка, общества стран БРИКС могут много выиграть от укрепления конкуренции на рынках и ее обеспечения на социально значимых рынках: здравоохранения, продуктов питания, коммуникации. Это является одним из центральных пунктов в повестке дня стран БРИКС. Антимонопольное ведомство моей страны ориентировано на защиту экономики через содействие свободной конкуренции», — рассказала Луиза Хармандаян.
Вице-министр Государственного торгово-промышленного управления Китайской Народной Республики Ван Цзяньпин обратил внимание на то, как проводилось антимонопольное исследование в КНР.
«В 2015 годы органы промышленной торговли и индустрий, которые тесно связаны с покупателями, поставили очень важную точку и совершили исследование конкуренции в сферах водоснабжения, электроэнергии, поставок газа и транспорта. В этом году главное управление составило важные планы и список злоупотреблений правами покупателей и ограничения конкуренции», — пояснил он.
В целом все спикеры подчеркивали важность сотрудничества между странами в решении проблем правоприменения, а также в обмене опытом применения инструментов саморегулирования.