Входная плата за вклад мецената (как благодетель армянской церкви стал ее хулителем)

Зa свoю пoкa кoрoткую пo истoричeским мeркaм – чуть бoльшe гoдa – жизнь этoт музeй успeл смeнить нaзвaниe, внутрeнниe плoщaдки, кoмпoзицию,  дирeктoрa, сaйт,  «рaздвoился» нa рeaльный и  виртуaльный с в кoрнe рaзличнoй сутью. Рaзвe нe бoльнo: eдвa  рoдившись, нaчинaть вoзрoждeниe. 

Кaк принятo считaть, у aрмянскoгo нaрoдa нe бывaлo лeгкoгo пути. Судьбa Aрмянскoгo музeя в Мoсквe – eщe oдин  пoдтвeрждaющий этoт истoричeский тeзис штриx. Вeрнee скaзaть, цaрaпинa.

Xaчкaвoры нe ждут дивидeндoв

«Людям нe oчeнь пoнятнo, чтo прoизoшлo с музeeм. Пусть нaрoд узнaeт». Бывшeму викaрию (пeрвый пoмoщник, зaмeститeль глaвы eпaрxии – Рeд.) Мoскoвскoй Aрмянскoй Aпoстoльскoй Цeркви, нынe служaщeму в Aрмeнии иeрoмoнaxу oтцу Кирaкoсу Дaвтяну, нe слишкoм приятнo вoрoшить стрaницы кoнфликтнoй пoвeсти, нo, кaжeтся, и мoлчaть нeгoжe. 

Глaвa Нoвo-Нaxичeвaнскoй и Рoссийскoй eпaрxии Aрмянскoй Aпoстoльскoй Цeркви aрxиeпискoп Eзрaс увaжaeт и цeнит людeй, нeрaвнoдушныx к  жизни диaспoры, радеющих за укрепление национальных и духовных связей в общине, объясняет отец Киракос. Поэтому, когда московский храмовый комплекс при Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви, что на  пересечении Олимпийского проспекта и Трифоновской улицы, был отстроен, владыка Езрас был рад появлению  единомышленников из активных  прихожан. Задумано создать уникальный объект, который стал бы для людей  стержнем для духовного единения и культурных контактов, просвещения,  сплетения армянских национальных корней, сохранения языка и генетической памяти. И рядовые миряне, и организации, и состоятельные бизнесмены охотно поддержали тогда проект благотворительными взносами, в этом смысле он – детище действительно народное.
 
Замысел владыки воплотился на двух с лишним  тысячах квадратных метров крупнейшего, по оценке экспертов,  за пределами Армении  музея, размещенного прямо под зданием кафедрального собора.  Открытие приурочено ко Дню  памяти жертв Геноцида армян в Османской империи,  100-летие которого отмечалось  24 апреля 2015г. Фото с церемонии открытия музея: парадную красную ленту разрезают владыка Езрас и Рубен Григорян –  по словам отца Киракоса, благодетель на  строительстве, один из серьезных спонсоров, ранее ускоривший и возведение  храма  на Олимпийском проспекте. В интернет-публикациях  оппоненты Рубена Григоряна называют его «двуликим Янусом» и «богоугодным рейдером», это можно понять, бизнес – вещь жесткая. Но чаще читаешь о «прорабе духа», «тихом меценате», который  добился «большого успеха в бизнесе», но при этом  «весьма скромен в своих публичных проявлениях». Он «не делает громких заявлений, не вмешивается в политику, не выпячивает, в отличие от многих других благотворителей, свои добрые дела»… В 2013г. невзначай мелькнул в рейтинге Forbes, где перечислялись владельцы наиболее крупных объектов в Москве «на расстоянии одного километра от Кремля».

Для музея девять залов, новейшие технологии, интерактивные экспозиции, документальные свидетельства времени и артефакты – первый шаг, но такой смелый  и широкий. Репортажи с открытия масштабной площадки, созданной  в неимоверно короткие сроки – за полгода. Рассказы о 3D-кинотеатре с фильмами об истории Армении, мониторах с «живыми картинами» на темы быта армян разных эпох, о панели управления  интерактивным «глобусом» с мировыми центрами армянских диаспор,  археологических находках, редчайших документах из семейных и официальных архивов и, главное, о зале с мемориальным свечами, где на стенах – таблички с восстановленными  именами жертв геноцида и тех, кто уцелел  и завещал помнить. 

Конечно, музей – не хранилище  даже самых раритетных и дорогостоящих «кнопочных» экспонатов, в широком смысле это хранилище эпох нации, памяти, растерять которую немыслимо и преступно. Именно в таком ключе все интервью об Армянском музее Москвы и культуры наций (название с апреля по октябрь 2015г. – Ред.) и до, и после его открытия  Рубен Григорян дает в прессе как «основной идейный вдохновитель, основатель и директор». В январском (2009г.) выпуске газеты Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ «Армянская церковь»  Рубен Григорян уверяет читателя: музейный проект «…не предусматривает получения финансовых дивидендов», потому что «отдача от наших вложений будет измерена не деньгами, а новыми духовными приобретениями… ». Здесь люди «будут встречаться, знакомиться, создавать новые семьи, приобщаться к непреходящим духовным и культурным ценностям армянского народа. Здесь будут выставочные залы, библиотека, типография».

И в мае  2015г.  на новооткрывшейся площадке стартуют долгожданные выставки, встречи, концерты  и экскурсии для прихожан и жителей города. Их организует бизнесмен и меценат Рубен Григорян. В знак признания заслуг, в том числе в строительстве музея и финансировании экспозиции, владыка выбирает его хачкавором (символический статус крестного отца, состоятельного благодетеля церкви – Ред. ). Обрадованные гости целыми семьями хлынули в музей… Кажется, 60 тысяч посещений за первые три месяца жизни музея.

В кружевах разговоров

Вопреки интернет-утверждениям, что «имя этого человека в прессе появляется крайне редко» и «обнаружить»  интервью с ним – задача непростая, поисковик «Яндекс» и «You Tube» активно откликаются на запрос. Похоже, журналисты Рубена Григоряна жалуют, а он в ответ их. Вот очерк из журнала «Меценат и Мир» № 57-60 (2014г.) с заголовком «Восхищение. (О Рубене Григоряне)»:

«…Отвечая на вопросы, Рубен Цолакович был немногословен, но его каждая фраза имела такой глубокий смысл, что создавалось впечатление: он произнес целую тираду, изложил целый философский трактат…. легкая улыбка время от времени появлялась на его губах, а в умных, добрых глазах играла озорная смешинка. При этом он отвечал крайне серьезно и безапелляционно. Он плел тончайшее кружево разговора, в котором каждая петелька была на месте…» Восхищенный автор уверен: наверняка герой очерка «и в развитии своего бизнеса плетет безукоризненно совершенные кружева, переходя от одного строительного объекта к другому…»

От объекта к объекту почетный строитель России, президент инвестиционно-строительного холдинга «Руцог» («РУбен ЦОлакович Григорян») за более чем тридцать лет жизни в Москве переходил действительно не раз. По данным СМИ, в портфеле «Руцога» – гостиница  «Никольская», бизнес-центры «Никольская плаза», «Олимпик плаза I» и «Олимпик плаза II», элитные ЖК «Еропкинская, 16», «Несвижский», «Шведский»… При строительстве в центре столицы и реконструкции архитектурного наследия  «Руцог» следует неукоснительному принципу главы холдинга: «Историю надо и необходимо сохранять».  Правда, скажем, при согласовании с Правительством Москвы проекта элитного ЖК «Еропкинский»  структуре удалось добиться от властей разрешения на снос усадьбы Татищева —  Лопухина 1802г.  Но неважно, как сделать, важнее заявить, чтоб звучало правильно и красиво. «К сожалению, многие люди готовы для своей одноминутной выгоды разрушать, уничтожать памятники истории, превращая их в «выгодный коммерческий продукт…»  («Рубен Цолакович Григорян: Человек не может существовать без своей истории», ЖЖ, 2013г.)

В   2013г.  «список»  «Руцога» пополнил храмовый комплекс при Армянской Апостольской Церкви на  Олимпийском и музей под зданием собора. Само собой, здесь действующий слоган был уже скорректирован (он до сих пор набран заглавными буквами на сайте Армянского музея Москвы и культуры наций): «Для каждого армянина интересы нации должны быть важнее, чем свои личные». В интересах нации Рубен Григорян начал управлять армянским музеем.

 «Рубен Цолакович знал об особо доверительном к нему отношении со стороны владыки и, наверное, постепенно решил, что ему можно все, –   говорит отец Киракос. – Он начал проводить в музее мероприятия без согласования с главой епархии, даже без привлечения викария, как было оговорено заранее …Думается, для музея, находящегося на территории церкви, это неправильно, некрасиво». По просьбе владыки отец Киракос обращался к директору музея с увещеваниями, но в ответ «услышал все слова, которые тот знает». Куда девались «безукоризненно совершенные кружева» беседы, уступив  нецензурной лексике? 

«Молитва и благословение на музейных мероприятиях Рубену Цолаковичу оказались не нужны, его команда (из «Руцога») сказала: мы это здание строили, мы здесь и хозяева!» Заметно расстроенный отец Киракос добавляет:  «Духовность не то чтобы отодвинулась на второй план, а вообще из музея ушла»…

Богу богово, а «Руцогу» – руцогово

Вспоминает  управляющий музеем «Тапан» (Ковчег) Ашот Аветисян, в 2015г. назначенный епископом Езрасом ответственным за музей общественным представителем епархии. Практически вслед за открытием музея, примерно в марте, выяснилось, что тихий меценат и надежда нации не может общаться с подчиненными иначе как «ужасной руганью» (с использованием ненормативных конструкций). Рубен Григорян взялся за воплощение идеи владыки по созданию музея, понемногу и идея, и помещение, и выставочный фонд стали принадлежать самому  меценату, он «начал ставить условия, что решения по мероприятиям, экспонатам, принимает только он».

Вскоре попасть в интерактивные залы уже можно лишь с билетом за 250, а по утверждению некоторых прихожан, и за 300 рублей (забыта гневная критика «выгодного коммерческого продукта» и тезис «отдача вложений измеряется не деньгами»?).  Все вместе  в августе привело к серьезной беседе владыки с хачкавором, после чего «нам стало известно о согласовании  передачи помещений музея и его фондов в юрисдикцию епархии». Пост  Рубена Григоряна в интернете: «…подписал бумаги о передаче собственности епархии и тут же пожалел об этом».

Зато у экс-хачкавора Рубена Григоряна до сих пор на руках свидетельство о регистрации права собственности на объект недвижимости (храмовый комплекс), выданный Росреестром. В апреле 2015г. на торжественном приеме у главы епархии по случаю празднования Пасхи, куда приглашаются видные члены армянской диаспоры Москвы – более трех сотен именитых гостей, от миллиардера Карапетяна до сатирика Петросяна – Рубен Григорян вручил владыке Езрасу в рамочке этот самый главный документ. В нем собственником объекта  значилась Армянская церковь. Это было уже не безвозмездным даром хачкавора, а обязанностью «Руцога» как застройщика, юристы которого ведут и оформление бумаг. Однако вскоре после демонтажа музея выяснилось, что свидетельство в рамочке – копия. Оригинал Рубен Григорян держит у себя, лишая церковь необходимого для различных официальных целей документа. Из вредности не отдает или по привычке «для сохранения памяти» оставил? В присутствии 350 своих соплеменников почетный строитель ухитрился  спроектировать  фундамент для шантажа (тогда я вам свидетельство не отдам!). Выглядит это меценатство как туфли из крокодиловой кожи под спортивными штанами…

$1 500 000 в помойку?

Сентябрь 2015г.  Ашот Аветисян и сегодня помнит в деталях. «Викарий отец Киракос в тот момент получил назначение в Армению и уехал,  мне надлежало выполнять поручение владыки, и я готовил план работы музея в «переходный период»,  начал утверждение дизайна экспозиций, кадрового состава. Тогда предполагалось, что в новый штат музея могли влиться и желающие из команды «Руцога», – рассказывает управляющий. – Разумеется, при этом я действовал как простой мирянин, а не чиновник,  и не мог превышать полномочий». 

Однако, по словам Ашота Аветисяна, меценат, вопреки обещанию, данному владыке, начал сам распоряжаться предстоящей реконструкцией музея, формированием коллектива. Трения на почве этого вмешательства, «трудности перевода», резкая реакция на  обычную шутку – обстановка накаляется. «Прихожу утром в музей – вход для меня закрыт. Охрана: Рубен Цолакович велел не пускать. Но я назначен владыкой, обязан работать!. . Ни в какую. В этот время владыка проходил по двору храмового комплекса…»  Главе епархии пришлось  принимать окончательное не слишком приятное  решение…

Новость, вызвавшая в диаспоре недоумение. «Созданный на территории храмового комплекса Армянского Кафедрального Собора Москвы интерактивный музей ликвидируется — полным ходом идет демонтаж оборудования  стоимостью более чем 1.000.000 долларов США (спонсор Рубен Григорян)», сообщает сайт московской армянской газеты «Юсисапайл» (Северное Сияние) 11 октября.

О демонтаже. Накануне готовящейся конференции по вопросам последствий геноцида армян сотрудников музея встретили опечатанные двери демонстрационных  залов. Собственник решил забрать имущество. Выдирались мониторы, «глобус», 3D-экран, «живые» стены, короба вентиляции, электрощит, подсветки, кабель, розетки-выключатели и сами двери. К «имуществу» «Руцог» пытался  причислить переданные музею прихожанами редкие книги, национальные армянские костюмы и подаренные лично владыке экспонаты…  Тогда же исчезла прозрачная «а ля Лувр» пирамида и буквы прежнего названия над входом в музей. Тут бы уместно спросить о дрязгах с бизнес-рекламой музея, которого нет, о ценности армянской истории и религии для благодетеля церкви, об интересах прихожан, которые еще недавно, кажется, были  «важнее личных», но ведь есть вариант, что пошлют..

Авральный ремонт после «демонтажа» удалось завершить за два дня, конференция по геноциду не сорвалась, но в разгромленных залах  экспозиций пока нет. Глава епархии благословил возрождение музея с новым названием «Тапан» (Ковчег). 27 марта 2016г., в день Воскресения Христова,  в галереях  «Тапана» побывали более 10 тысяч человек. Бесплатно.

Конец повести? Отнюдь

Есть сайт несуществующего и потому виртуального  «Армянского музея Москвы и культуры наций», недействующие и потому бесполезные (а жаль, конечно, – Ред.) уникальные интерактивные экспонаты.

Есть видеоинтервью директора «Армянского музея Москвы и культуры наций». Единственный вопрос – почему же был закрыт музей? – журналисту приходится повторить как минимум  раз пять. 18 минут наполненных глубоким смыслом рассуждений о тысячелетнем пути нации и сохранении памяти, повторяющих уже знакомое  содержание публикаций сайта, про уголовную ответственность за отрицание геноцида армян во Франции, про «полтора миллиона долларов коту под хвост» и обиде, когда пропадают деньги, «потраченные не на себя, а на благо народа, все-таки музей нравился людям», а его «взяли и закрыли… отрезали.., назвав сменой экспозиции», и это все «чисто армянский вариант».

Есть популярные соцсети и видеохостинги, где вчерашний хачкавор, радетель о просвещении, об укреплении корней московской диаспоры и  блага армянской нации в мировом контексте размещает ролики и плетет кружево интерпретаций. Их суть: дорогие мои армяне, вы бездуховны, антипатриотичны, ваши правительство и священники – сплошь «люди в черном», как же ты, о народ, вообще надеешься увидеть божественный свет?..

Под опусами  почетного терминатора стоит «0 комментариев». Но ответ спонсору и покровителю истории, решившему сделать из музея при епархии  очередной собственный офис «Руцога», нужен.

«Благодетели тоже ошибаются. Но церковь строится не для одного человека». Иеромонах  Киракос Давтян

«Человек делает добро, чтобы получить власть? Не это ли путь  самоуничтожения, об опасности которого так любит предупреждать Рубен Цолакович?». Управляющий музеем «Тапан» Ашот Аветитсян

А владыка Езрас сказал о том, к кому прежде питал немалое доверие и дружбу,  что «молится за его душу, чтобы он одумался».

P.S. О бронзовом бюсте Николая II
По мнению знатока родной истории,  мецената во благо нации («Интервью Рубена Григоряна»,  5 января 2016г.,You Tube) бюст странным образом присутствует в возрожденном музее «Тапан», хотя «армянский народ не имеет к русскому царю никакого отношения».

Рубен Цолакович, этот экспонат – знак национальной благодарности. В трагическом 1915г. по приказу императора 4-й Кавказский армейский корпус русской армии пришел на помощь восставшим ванским армянам. Русский монарх открыл границу с Западной Арменией, чтобы ее народ мог уйти на Кавказ. Так спаслись более трехсот тысяч армян.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.