Тeмa мeмoрaндумa прoфильнoй кoмиссии РAН, в кoтoрoм гoмeoпaтия признaвaлaсь лжeнaукoй, пoлучилa нeoжидaннoe прoдoлжeниe. Члeн кoмиссии пo лжeнaукe, aкaдeмик РAН Сeргeй Кoлeсникoв зaявил СМИ, чтo, нaскoлькo eму извeстнo, нa заседании этой комиссии меморандум не рассматривался, среди подписавших его много посторонних людей и почти нет врачей, зато «есть лоббисты «большой фармы». По мнению ученого, в целом подобные документы не имеют никакой юридической силы, зато могут «нанести ущерб репутации Российской академии наук».
«С большинством ученых-медиков, членов комиссии РАН по лженауке — а я тоже один из них — этот скороспелый релиз не был согласован», — цитирует Сергея Колесникова «МК». — Трактовать появление меморандума как позицию РАН по меньшей мере некорректно. Меморандум отражает только одну точку зрения, а это не соответствует взвешенному научному подходу».
«Мы рассылали текст меморандума членам комиссии по почте, если кто с ним не ознакомился, мы не виноваты, — заявляет теперь один из его авторов, сторонник чистой науки, сотрудник фонда «Эволюция» Александр Панчин.
Иными словами, текст документа, наделавшего столько шума, послали всем на авось. Это примерно то же самое, как если бы Госдума разослала проект документа депутатам по почте, те бы его не заметили (или оно ушло в спам), а пара-тройка слуг народа, в нем заинтересованных, вышли бы на улицу, попросили проголосовать за закон первых встречных-поперечных или, что проще, вообще его же лоббистов, а потом на всю страну объявили о его принятии…
Издание задается вопросом, почему такой меморандум появился именно сейчас — более чем через 20 лет после официального признания гомеопатии в России. Почему эксперты не обрушили свой пыл на пиявочников, иглотерапевтов, остеопатов? Ведь много чего, по их собственной терминологии, можно признать «фуфломициной». Кроме версии банального лоббирования, которая приходит на ум первой, могут быть и другие объяснения. Например, скандал на пустом месте позволяет отвлечь внимание от других, куда более серьезных проблем медицины. Взять хотя бы недавнюю ситуацию с закупкой онкопрепаратов.
Подписавшие меморандум пытаются объяснить появление документа чистосердечными намерениями и стремлением просветить народ, который до сих пор верит, что можно лечиться сахарными шариками. Но медицина — это не только наука, это еще и искусство. Которое порой находится за пределами логики и законов физики. Иногда люди выздоравливают только за счет веры в свои силы, позитивного настроя. Врачи сталкиваются с такими пациентами в своей практике. А некоторые люди, да, излечиваются сахарными шариками. Хотя Александр Панчин уверен, что они так просто думают. Он настаивает, что случаи чудодейственного исцеления пациентов гомеопатов — лишь эффект плацебо или результат крепкого иммунитета.
И все же если эти шарики (даже сам факт их употребления) включают у людей эффект плацебо или помогают сдвинуть с места иммунитет — что плохого? Поэтому многие именитые врачи (не гомеопаты) против гомеопатии ничего не имеют — лишь бы пациенту было хорошо. «Да, в Швейцарии гомеопатия включена в обязательную страховку. Но не потому, что так решили профессионалы, — это дань демократическому большинству. Жители проголосовали за это на референдуме», — сказал Панчин.
«Мы не предлагаем ничего запрещать, просто хотим, чтобы граждане знали, что это не работает», — поясняет смысл своей инициативы Панчин. Однако после меморандума те, кто верил в гомеопатию, из чувства противоречия стали верить в нее еще крепче. Кто не верил, остались при своем. А некоторые журналисты, изначально настроенные против гомеопатии, разобравшись в ситуации, перешли на сторону «угнетаемых». Потому что уж слишком много нестыковок в этой истории.