Пo итoгaм 2016 гoдa дoля бизнeс-клaссa нa пeрвичнoм рынкe Мoсквы снизилaсь дo 43%, oкoнчaтeльнo уступив пeрвeнствo пo oбъeму прeдлoжeния мaссoвoму сегменту, который укрепил свои позиции на рынке: его доля возросла до 49%. Таким образом, отмечают эксперты «Метриум Групп» в 2016 году впервые число квартир и апартаментов в новостройках массового сегмента превысило количество объектов бизнес-класса.
По данным «Метриум Групп», в 2016 году доля бизнес-класса в общем объеме предложения на первичном рынке Москвы в очередной раз снизилась. Если в 2014 году квартиры и апартаменты данного сегмента составляли более половины предложения на рынке московских новостроек (52%), то в 2015 году их удельный вес сократился до 47%, а в 2016 году – до 43%.
При этом в абсолютном выражении число квартир и апартаментов бизнес-класса, представленных на рынке в последние годы, выросло, отмечают в «Метриум Групп». В 2014 году в проектах данного сегмента суммарный объем предложения оценивался в 14 180 лотов, в 2015 году – 17 720 (+25% к предыдущему году), а в 2016 году – 17 170 (–3%). Несмотря на абсолютный рост предложения жилья бизнес-класса, даже с учетом небольшой коррекции в 2016 году, его доля на рынке сокращается.
Главный «виновник» этой тенденции – массовый сегмент, который отвоевывает позиции у бизнес-класса – некогда самого распространенного класса жилья на столичном рынке новостроек. Если в 2014 году доля квартир и апартаментов эконом- и комфорт-класса составляла 37% от общего объема предложения, то в 2015 году она выросла до 45%, а в 2016 году – до 49%, превзойдя долю бизнес-класса (43%).
«Сокращение доли бизнес-класса и рост массового сегмента обусловлены двумя основными факторами: экономической ситуацией и началом активного редевелопмента промышленных зон, – комментирует директор департамента консалтинга и управления проектами «Метриум Групп» Анна Соколова. – В период снижения платежеспособности клиентов многие застройщики переориентировались на реализацию в столице проектов комфорт-класса, которые сегодня более востребованы массовым покупателем. Ввод в оборот строительной отрасли огромных промзон, также стимулировал девелоперов реализовывать крупномасштабные проекты комфорт-класса, насчитывающие тысячи квартир. В совокупности это привело к опережающему росту предложения в массовом сегменте и снижению доли бизнес-класса».